Министерство Обороны Российской Федерации

 

Все армейский профессиональный конкурс психологов

ВС Российской федерации

Тема: Тренинговые методы, как средство адаптации военнослужащих по призыву.

Конкурсная работа психолога

войсковой части 23287

Веретенниковой Елены Александровны

 

НОВОСИБИРСК 2010

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Среда и условия воинской деятельности предъявляют достаточно жесткие требования к личности мо­лодого человека, призванного на военную службу.

В данных условиях необходимы оперативные профилактические меры, направленные на формирование ответственной гражданской позиции, навыков сохранения психического и физического здоровья, конструктивного разрешения конфликтов в среде военнослужащих.

Целью данной работы является: Рассмотреть тренинговые методы адаптации к условиям военной службы. Разработать тренинговую программу.

Индивидуальный и групповой тренинг позволяет существенно повысить социально-психологическую компетенцию человека: его психологическую чувствительность, контактность, способность к ориентировке в сложных межличностных ситуациях и т.п.

Цель тренинговых занятий научить военнослужащих брать на себя ответственность за свое эмоциональное здоровье. Развитие самосознания, умений и навыков самоанализа, рефлексии. Приобретение навыков уверенного поведения, навыков открытого выражения чувств, принятия чувств других.  Снятие напряжения, усталости. Также тренинг может быть использован в профилактических целях – для предотвращения возникновения хронической усталости, напряжения и эмоционального выгорания.

Задачи:

  1. Рассмотреть основные понятия: адаптации, дезадаптации, стресса.
  2. Выявление специфики адаптации военнослужащих.
  3. Разработка и адаптация тренинговой программы.
  4. Исследование воздействия тренинговой программы на адаптацию военнослужащих по призыву.

Объект исследования: адаптация военнослужащих по призыву.

Предмет исследования: тренинговые методы, как средство адаптации военнослужащих по призыву.

Практическая значимость: Данные, полученные в результате исследования и разработанная программа, могут быть использованы в работе военных психологов.

База исследования: военнослужащие по призыву войсковой части 23287 г. Новосибирска. Возраст 18-23 лет. Призыв весна 2009. Количество испытуемых 30 человек.

ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА НА УЛУЧШЕНИЕ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ.

 

Служба в Армии – гражданский долг и ответственность. Но не все призывники готовы к этому испытанию. Попадая в Армию, которая требует смены привычек, окружения, ограничения личной свободы, молодой человек испытывает сильный стресс, сопровождающийся страхом перед необходимостью установления новых социальных контактов в рамках устава.

Особый интерес к проблеме адаптации военнослужащих по призыву вытекает из специфики и высокой социальной значимости деятельности военнослужащих, успех которой зависит от степени адаптации к экстремальным факторам военной службы. В исследованиях военных психологов М. И. Дьяченко, Л. Ф. Железняка, Н. Ф. Феденко, С. С. Муцыпова, А. И. Александрова, Ж. Г. Сенокосова, А.Г. Караяни, П.А. Корчемного представлены социально-психологические аспекты адаптации молодых воинов в армейских коллективах. Особый интерес представляет исследование личностных детерминант адаптации к условиям службы. Под адаптацией понимают целостную систему реакций организма, обеспечивающих поддержание его динамического равновесия в конкретных условиях внешней и внутренней среды и устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов среды.

Экстремальность в данном случае определяется не деятельностью, связанной с риском для жизни и здоровья (боевые действия, ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий и т. п.), а измененными, непривычными условиями жизнедеятельности. Военная служба в современных условиях сопровождается психоэмоциональным напряжением и высокими уровнями тревожности среди военнослужащих.

 Тренинги позволяют дать недостающую информацию, сформировать навыки безопасного поведения. К тому же тренинг развивает способность участников действовать в команде. Но тренинговые формы занятий требуют больших временных затрат.

В своей работе в в/ч 23287 мы использовали десять занятий по разным темам, рассчитанные на 15-20 участников. Для корректной работы с военнослужащими в группы, помимо военнослужащих с низким уровнем нервно – психической устойчивости, желательно пригласить военнослужащих с высоким и удовлетворительным уровнем адаптационных способностей. Это не даст возможности другим военнослужащим относиться с насмешками к данным занятиям и более сплотить коллектив.

Данные занятия сохраняют все преимущества тренинга, при меньших временных затратах.

Целью данных занятий является формирование ответственного отношения военнослужащих к своему физическому и психическому здоровью и максимально безопасного и конструктивного стиля поведения.

         По адаптации военнослужащих к условиям военной службы мы работаем в нескольких направлениях.

          На первом этапе – своевременное и качественное изучение психологических характеристик молодого пополнения. По прибытии «молодёжи» в часть проводится тестирование с использованием нескольких методик одновременно. Помимо опросников как, например, «Адаптивность – МЛО», методика «СР – 45», в работе используются и проективные методики на выбор, а также другие методы - наблюдение, беседа, биографический метод.

         Второй этап работы заключается в анализе данных методик, составлении психологических характеристик и выдачи рекомендаций по работе с каждым военнослужащим командирам подразделений. Одному военнослужащему можно и нужно ставить задачи повышенной сложности, а иначе он заскучает. Другому, же на первоначальном этапе требуется щадящий режим и социальная поддержка. Также проводятся семинары и лекции и индивидуальные беседы с командирами подразделений по профилактике суицидальных происшествий; по специфике работы с военнослужащими с низким уровнем нервно – психической устойчивости и др.

Далее с военнослужащими, имеющими низкий адаптивный потенциал проводятся индивидуальные психокоррекционные беседы и консультации. А также групповые психокоррекционные занятия, в которых принимают участия и военнослужащие с высоким уровнем нервно – психической устойчивости. Данные занятия сохраняют преимущества тренинга и позволяют сплотить воинский коллектив, познакомить и сдружить ребят из разных подразделений, помочь в развитии коммуникативных качеств личности (умение достигать контакта и более успешное взаимодействие в новом коллективе). Развивают устойчивое позитивное представление о себе, осознанное стремление к сохранению психического и физического здоровья.

         Параллельно с индивидуальными и групповыми занятиями ведётся совместная работа с медицинской службой батальона.  По мере возникновения необходимости  проводятся обследования узкими специалистами.

         Устанавливается взаимодействие с родителями с целью оказания поддержки и помощи в адаптации своим сыновьям. В нашей практике было несколько случаев, когда мамы призванных на службу сыновей чрезмерно волновались об их состоянии, тем самым «накручивая» военнослужащих в письмах и телефонными звонками и усложняя их адаптацию в воинском коллективе. Хватает пары телефонных разговоров с родителями данных ребят, чтобы восстановилось душевное равновесие и первых, и последних.

         Ещё одно из важных направлений – это создание так называемых инициативных групп из числа военнослужащих, которые сами ранее успешно адаптировались, либо из числа положительных лидеров, которым интересна психология. Эти ребята – главные помощники в адаптации вновь прибывшего молодого пополнения.

Читаются совместные медико - психологические лекции и семинары для всех категорий военнослужащих о вреде алкоголя, наркотических веществ, о сохранении мужского здоровья и др.

  На фоне организационно-штатных мероприятий в Сибирском военном округе выросло число преступлений, совершенных офицерами, что не может не отразиться на общем морально – психологическом климате в подразделениях. Эти данные очень ярко иллюстрируют упущение в работе войсковых психологов с данной категорией военнослужащих. В ходе проведения месячника психического здоровья в марте этого года нами были проведены семинары и лекции среди офицерского состава на тему: «Психологическая культура личности военнослужащего», «Обучение методам работы по предотвращению суицидальных происшествий», «Развития управленческих навыков военнослужащих из числа командного состава», «Профилактика девиантного поведения военнослужащих».

 Программа социально-психологического тренинга по формированию навыков сохранения психического и физического здоровья, конструктивного разрешения конфликтов в среде военнослужащих по призыву:

Занятие №1.

«Тренинги? Что это и для чего они нужны?»

Цель: Подготовка группы к совместной работе.

Задачи:

Дать участникам возможность лучше узнать друг друга.

Принять в группе правила.

 

Занятие № 2.

«Конфликт. Стратегии поведения в конфликте».

Цель: содействие выработке навыков конструктивного разрешения конфликтов.

Задачи:

Предоставить качественную достоверную информацию о видах, стратегиях поведения, причинах и следствиях конфликта.

Развитие навыков конструктивного ведения конфликта через игру.

Формирование умения осознавать, анализировать собственное состояние и контролировать поведение.

Занятие № 3

«Развитие коммуникативных навыков»

Цель: Содействие формированию навыков эффективного общения и создание атмосферы сотрудничества в воинском коллективе.

Задачи:

Предоставить информацию по основам эффективного общения.

Способствовать формированию навыков эффективного общения и сплочения воинского коллектива.

 Занятие № 4

«Конструктивный отказ. Амортизация».

Цель: Содействовать формированию у участников навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, навыков отказа в ситуациях выбора.

Задачи:

Предоставить информацию по вопросам амортизации и конструктивного отказа.

Способствовать формированию навыков с использованием техник амортизаций и конструктивного отказа.

 Занятие № 5

«Стресс и прием самопомощи при стрессе».

Цель: Способствовать освоению приемов самопомощи при стрессе.

Задачи:

Предоставить качественную достоверную информацию о стрессе.

Познакомить с приемами самопомощи при стрессе.

Отработать приемы самопомощи при стрессе.

 Занятие №6

«Стресс и прием самопомощи при стрессе». Часть 2.

 Занятие №7

«Аутогенная тренировка. Что это такое?»

Цель: Способствовать освоению приемов аутогенной тренировки.

Задачи:

Предоставить качественную информацию об аутотренинге.

Отработка практических навыков психической релаксации с последующим восстановлением мышечной активности организм а и созданием положительного психологического настроя.

 Занятие №8

«Мои ресурсы»

Цель: Актуализация и осознание внутренних и внешних ресурсов. Исследование системы отношений, актуализация и разрешение внутриличностных конфликтов.

Задачи:

Выявление и осознание установок, ценностей.

Актуализация и выражение чувств, связанных с образом «Я» и отношением к себе.

Исследование стратегий поведения в различных ситуациях, актуализация и осознание внутренних и внешних ресурсов.

 Занятие N 9

«Профилактика зависимых состояний».

Цель: Развитие мотивации к сохранению здоровья.

Задачи:

Предоставить достоверную информацию о последствиях наркотической и алкогольной зависимостей.

Формирование навыков здорового образа жизни.

Сплочение воинского коллектива.

 

Занятие №10

«Эпилог»

Цель: Закрепление представления участников о своей уникальности.

Задачи:

Закрепление дружеских отношений между членами группы.

Обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами личности.

Подведение итогов: «Легче ли тебе стало общаться с товарищами по службе?» «Что дало тебе посещение психологических занятий?» и др.

          К каждому занятию рассчитано время, прописаны цели и задачи, этапы  и составлен конспект. Например:

Занятие № 3

«Развитие коммуникативных навыков»

Цель: Содействие формированию навыков эффективного общения и создание атмосферы сотрудничества в воинском коллективе.

Задачи:

  1. Предоставить информацию по основам эффективного общения.
  2. Способствовать формированию навыков эффективного общения и сплочения воинского коллектива.

Время работы: 3 часа 15 мин.

План-конспект см. Приложение № 8

 

этапа

Этап

Примечания

1

Приветствие.

Выявление целей и задач встречи.

15 мин.

2

Теоретический блок: «Способы установления и поддержания контакта с другим человеком или группой людей».

Цель: Дать достоверную информацию об успешной коммуникации в коллективе. 10 мин.

3

Упражнение «Горячий стул».

Цель: Развитие коммуникативных навыков, навыков самопрезентации. Сплочение воинского коллектива. 50 мин.

4

Теоретический блок: «Три позиции восприятия».

Цель: Дать информацию о трёх позициях (я-сам; позиция оппонента; Позиция наблюдателя) во взаимодействии с другими людьми. 15 мин.

5

Ролевая игра «Апельсины».

Обсуждение игры.

Цель игры: диагностика лидерства; отработка командного взаимодействия; отработка коммуникативных навыков. Выявление ключевых механизмов в коммуникациях и т.д. 1час 30 мин.

6

Завершение работы

Подведение итогов. Обратная связь от участников. 15 мин.

 

 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРЕНИНГОВЫХ МЕТОДИК НА АДАПТАЦИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ.

В нашем исследовании были использованы методики:

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность-02» (МЛО-АМ) разработан А.Г.Маклаковым и С.В.Чермяниным. Он предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отра­жающих обобщенные особенности нервно-психического и социального раз­вития.

Методика Шмишека-Моллера «Акцент 2-90» позволяет выявлять актуальные проблемы личности на основе психодинамического подхода к акуентуации.

 Полученные результаты показывают высокую эффективностьпроведенных психокоррекционных методик, выразившуюся в достоверномулучшение практически всех показателей использованных тестов. Данная эффективность выразилась в достоверном увеличении значений шкал: «Нервно-психическая устойчивость», «Морально-нравственная нормативность», «Коммуникативный потенциал», «Гипертимичность»; и достоверном снижении шкал: «Эмотивность», «Тревожность», «Демонстративность», «Дистимичность», «Экзольтированность», «Интровертированность».

Например, по опроснику «Акцент 2-90» после проведения тренинговой программы мы видим приближение к норме по всем шкалам. Для примера рассмотрим шкалы: «дистимичность» (см. Диаграмма 1). До проведения тренинга по шкале «дистимичность» показатели были следующими: 10 человек имели высокие показатели, отражающие временные неудачи, жалость к себе, стремление оградить себя от дальнейших разочарований, снижение уровня мотивации; 17 человек имели выраженными отдельные признаки дистимичности; и 3 человека – норма. После завершения тренинговой программы: высокие показатели у 1 человека; отдельные признаки у 11 человек; ближе к норме -18 человек.

\s

Диаграмма1. Изменения оценки «Дистимичность» при констатирующем и контрольном эксперименте.

 

Как показывают результаты табл. 1, почти все показатели теста «Акцент. 2-90» после проведения психокоррекционного тренинга достоверно увеличились.

 

 

Таблица 1. Изменение показателей теста «Акцент. 2-90» при исходном и итоговом тестировании.

Показатель

N

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

T-Вилкок

р

Me

25%

75%

Me

25%

75%

Гипертимичность

30

9,5

3,0

11,0

10,0

7,0

11,0

31,00

0,001932

Застревание

30

10,5

3,0

14,0

10,5

6,0

13,0

65,50

0,082232

Эмотивный

30

15,0

13,0

16,0

12,0

10,0

13,0

0,00

0,000004

Педантичность

30

6,0

4,0

11,0

8,5

6,0

11,0

0,00

0,011790

Тревожность

30

14,0

12,0

16,0

11,0

10,0

13,0

1,50

0,000033

Циклоидность

30

18,0

14,0

21,0

16,5

13,0

20,0

0,00

0,067890

Демонстративность

30

15,5

15,0

17,0

13,0

12,0

15,0

0,00

0,000027

Возбудимость

30

10,0

3,0

13,0

10,0

6,0

13,0

62,50

0,112596

Дистимичность

30

18,0

16,0

19,0

14,0

12,0

15,0

0,00

0,000003

Экзольтированность

30

17,0

16,0

18,0

13,5

11,0

15,0

10,00

0,000011

Интровертированность

30

16,0

10,0

18,0

12,0

9,0

14,0

0,00

0,000040

 

В целом, по результатам постэкспериментального опроса, эффективность составила 93,3%, что демонстрирует диаграмма:

\s

Диаграмма. Соотношение эффективности проведенного психокоррекционного воздействия.

 

ВЫВОДЫ

 

Данное исследование показало, что подход (мотив – изменение поведения) оказался эффективным. Главный метод работы здесь – тренинг.

Была разработана тренинговая программа, направленная на улучшение процесса адаптации военнослужащих по призыву, которая была апробирована на военнослужащих войсковой части 23287. До и после проведения тренинга проводилось исследование адаптационных качеств военнослужащих. Полученные результаты говорят об эффективности разработанной программы. Например, по результатам постэкспериментального опроса, эффективность составила 93,3%.

Таким образом, полученные результаты показывают высокую эффективность проведенных психокоррекционных методик, выразившуюся в достоверном улучшение практически всех показателей использованных нами в исследовании методик.

Данное исследование имеет практическую значимость: данные, полученные в результате исследования и разработанная программа, могут быть использованы в работе военных психологов.

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

 

  1. Барабанщиков А.В., Феденко Н.Ф. История советской военной психологии. М.: Военно-политическая академия, 1983г.
  2. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. Издательство «Социально-психологический центр». – СПб.: 1996г., 350с.
  3. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мешеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003г. – 672с.
  4. Ваиков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе. – СПб.: Речь, 2004г. – 272с.
  5. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.:Речь, 2002. – 174с.
  6. Введение в профессию: основы деятельности психолога батальона, полка (корабля 1 ранга). Учебно-методическое пособие подготовлено под общей редакцией начальника Главного управления воспитательной работы Вооружённых сил Российской Федерации генерал-полковника Н.И. Резника. М.: 2004г.
  7. Введение в профессию (Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов). / В.М. Анисимов, А.В. Бобенко и др. / М., 1992г. – 128с.
  8. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф. Кулахова. – М., 1998г.
  9. Волков В.Б. Тренинг социальной активности. СПб.: Речь, 2005г. – 184с.
  10. Гурнер Д.  Ролевые игры. Практическое руководство. – СПб.: Питер 2002г. – 352с.
  11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л., Урабанович А.А., Шатуневич Б.Б. Военная психология и педагогика. Минск, Военная академия, 1999г. – 357с.
  12. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л.: Издательство ЛГУ, 1983г.
  13. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006г.
  14. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально психологического тренинга: методические указания. ЛГТУ, 1990г.
  15. Захаров В.П., Хрящёва Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л.: Издательство ЛГУ, 1989г.
  16. Коллектив. Личнгость. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семёнова. – Л., 1987г.
  17. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия  с подростками. – М.: Генезис, 1997г. – 192с.
  18. Кристофер Э., Смит К. Тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2002г. – 320с.
  19. Купленд Н. Психология и солдат. – 2-е изд. – М., 1991г.
  20. Курс военной психологии 4.10 / Под ред. Л.Ф. Железняка, С.И. Съедина, Н.Ф. Феденко. – М., 1995г.
  21. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. – М.: Издательство Эксмо, 2002г. – 224с.
  22. Малкина – Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Издательство Эксмо, 2005г. – 960с. – (Справочник практического психолога).
  23. Марасенов Г.И. Социально-психологический тренинг. – 4-е изд., испр. И доп. – М, «Когито-Центр», 2001г. – 251с.
  24. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999г. – 816 с. – (Библиотека практической психологии).
  25. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2004г. -0 392с.
  26. Немов Р.С. Психология: Словарь – справочник: в 2 ч. – М.: Издательство Владос – пресс, 2003г. – 4.2. – 352с.
  27. Общая, социальная и юридическая психология: учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2003г. – 752 с.
  28. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Издательство МГУ, 1989г.
  29. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982г.
  30. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982г.
  31. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 2-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001г. – 512с.
  32. Петрова Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет. – СПб.: Речь, 2002г. – 216с.
  33. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический Проект, 2002. – 256с.
  34. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: Психология военного управления. М.: ссодат, 1989г. – 352с.
  35. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. 2-е издание / Под.ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство С.-Питербургского университета, 2001г. – 240с.
  36. Проблемы военной психологии: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок; Под общей редакцией А.Е. Тараса. – Мн.: Харвест, 2003г. – 640с. (Библиотека практического психолога).
  37. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Издательский центр «Академия», 2001г. – 480с.
  38. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Практикум: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.Н. Борисов, О.Г. Ковалёв, С.А. Аузгин, А.Ч. Ушатиков – М.: Издателький центр «Академия», 2002г. – 144с.
  39. Психологическая терапия в условиях воинской деятельности. / Под. Ред. П.А. Корчемного, А.Н. Харитонова / М.: Военный университет, 2000г. – 280с.
  40. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Педагогика – Пресс, 1997г.
  41. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. – сост. Л.А. Карпенко. Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М.: Пвозер сэ, 2005г.
  42. Психологические последствия боевой обстановки. – М., 1992г.
  43. Психология и педагогика. Военная психология. Под. Ред. А.Г. Маклакова, - СПб.: Питер, 2005г. – 464с.
  44. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – 2-е издание – М., 1990г.
  45. Равикович Н.Е. Тренинг командообразования. Цели, диагностические методики, игры. – М.: Генезис, 2003г. – 112с.
  46. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г. – 350с.
  47. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2004г. – 256с.
  48. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. -  Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001г.
  49. Смит М. Тренинг уверенности в себе: Перевод с английского. СПб.: ИК «Комплект» - 244с.
  50. Современная военная психология: Хрестоматия/ Сост. А.А. Урбанович. – Мн.: Харвест, 2003г. – 576с. – (Библиотека практической психологии).
  51. Справочник по психологии и психотерапии детского и подросткового возраста; 2-е изд., переработанное и дополненное / Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2004г.
  52. Суходольский Г.В. Математические методы в психологии. – Харьков: Издательство Гуманитарный Центр, 2004г., - 284с.
  53. Толочек В.А. Современна психология труда. – СПб.: Питер, 2005г.- 479с.
  54. Феденко Н.Ф. Некоторые пути повышения эффективности психологической подготовки личного состава к активным боевым действиям. М., Военно-политическая академия, 1986г.
  55. Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005г. – 336с.
  56. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с  нем. – 2-е издание. – М.: Генезис, 2005г.
  57. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003г. – 144с.

Обратная связь, электронная почта:

veretennickova.lena@yandex.ru

© 2011 Веретенникова Елена

Разработчик

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz